психолог Ирина Лебедь (lirina) wrote,
психолог Ирина Лебедь
lirina

Стресс на работе: откуда берется и что делать?

Опять сорвали дедлайн? Не можете найти общий язык с коллегами? Не справились с новыми должностными обязанностями? Стресс на рабочем месте может возникнуть по многим причинам, давайте рассмотрим некоторые их них подробнее:

Но для начала ответим на вопрос: что такое стресс? Представим, что на человека идет та или иная ситуация, которая дает ему напряжение. На это человек либо реагирует спокойно, раскладывает все по полочкам, делает определенные выводы и на их основании принимает решение о том, что делать с этой ситуацией и как ее развернуть в нужную для себя сторону, либо он включает эмоции, которые бурлят внутри и не дают возможности для трезвой оценки ситуации и ее контроля. Так вот, во втором случае, когда человек реагирует на ситуацию эмоционально, внутренне переживает, а внешне не может со всем этим справиться — он находится в состоянии стресса. А теперь о конкретных ситуациях с напряжением:

Причина стресса №1 «Неуправляемое время»

Он пришел в офис в 9-00, с мыслью «сегодня нужно доделать месячный отчет». Выпил кофе, обсудил с коллегами отдых на майских праздниках, проверил электронную почту, зашел в соцсети, мессенджеры, сделал пару звонков по работе, а на часах уже почти полдень. После обеда снова проверка почты, новости VK и Facebook, решение простых рабочих задач, перерыв на чай. И вот уже 16.00, а начальник требует на стол отчет к 17.30. Он лихорадочно открывает файл: слова и цифры путаются в голове, сроки горят, часики тикают — человек не успевает. Стресс.

Время — это скорость исполнения наших желаний и задач. Когда мы управляем временем, то не упускаем его, чтобы в конце бежать галопом — мы четко выполняем намеченное в течение светового дня. При этом мы набираем собственный темп: если страшно начать, что-то сложное, то разбиваем задачу на несколько простых составляющих, выполняем все планомерно, ничего не оставляя на потом. Если что-то требуется делать быстро, нарабатываем соответствующие навыки, чтобы процесс был нам понятен от и до, мы действовали решительно и нигде не зависали. Управлять временем — значит справляться со своей работой быстрее, качественнее и квалифицированнее, тогда и стресса из-за того, что что-то не успеваем — не возникнет.

Причина стресса №2 «Ошибки коммуникации»

Наверное, в каждом офисе есть такой человек, которого с удовольствием слушают все — он умеет расположить к себе своей речью и мотивировать коллег или подчиненных к продуктивной работе. А есть молчуны, которым легче написать коллеге письмо в чат, чем беседовать с ним в «курилке». Или тихони, которые тихо делают свое дело и часто ходят тенью за более сильными и уверенными в себе коллегами, пытаясь что-то у них перенять. Да, говорить складно и красиво, умеют не все, но все же не это главное — важно, какой смысл мы вкладываем в свои слова. Когда мы умеем говорить по существу, нас быстрее поймут и нам проще будет с кем-то взаимодействовать. Именно ясности изречения нужно учиться в первую очередь, а потом уже думать о красоте и богатстве своей речи.

Затем нам необходимо определить, как мы сами представляемся, какими нас видят другие люди, кто нас окружает и какие задачки решает с нашей помощью. Иногда мы не понимаем, кто перед нами, видим в человеке кого-то другого из своего прошлого, того кто оказывал на нас большое влияние. Например, девушка видит в начальнице или в коллеге свою «маму». Это может быть внешнее сходство или манера разговаривать, поворачивать голову, и так далее, но так или иначе, когда этот человек указывает девушке на ошибки, она сразу включает сопротивление: «не хочу делать, как ты говоришь, не буду». Это происходит неосознанно, так девушка реагировала на мамины поучения, точно такую же модель она выбрала для взаимодействия с женщинами, которые ей напоминают ее близкую родственницу. В итоге конфликт, стресс. Чтобы изменить это, девушке нужно научиться видеть перед собой коллег, а не маму, понять какую они хотят решить задачу, а потом уже спокойно принять решение о собственных действиях.

Причина стресса №3 «Не прояснилось»

Директор вызывает личного помощника и дает поручение: нужно придумать и купить подарок на юбилей одного из партнеров. Помощник решает, что задача простая и не уточняет, сколько лет имениннику, чем тот увлекается. Он приобретает коллекционный коньяк, а юбиляр оказывается совершенно непьющим человеком… Директор недоволен. Стресс.

Когда сотрудник не до конца проясняет для себя задачу, либо боится, что если он будет что-то спрашивать, то его сочтут некомпетентным — он в большинстве случаев не справляется. Чтобы этого не произошло, лучше всегда прояснять для себя ситуацию еще на берегу. При этом не пытаться навесить на другого человека свои задачки, но уточнять правильно ли мы поняли свои обязанности и к какому результату нужно прийти.

Причина стресса №4 «Только один вариант»

Представим, что человек пришел на переговоры, будучи уверенным, что у него идеальное предложение для партнера, но тот им не заинтересовался, а другого предложения, соответствующего запросам партнера у человека не нашлось… Переговоры сорваны. Стресс.
Ситуаций, в которых лучше иметь несколько способов решения задачи — предостаточно в любой профессии. Умение ориентироваться при неожиданном изменении ситуации может в себе развить каждый, начать можно с малых шагов: вместо «привет» сказать коллеге «рад Вас приветствовать»; пофантазировать, как продать свою услугу африканскому аборигену, супермену и инопланетянину. Когда мы не боимся выходить за привычные рамки, вариативны в решении текущих задач, тогда никакие неожиданные обстоятельства не застанут врасплох.

Что объединяет все вышеперечисленные причины стресса? Эта проблемы нашего восприятия действительности. Человек не чувствует свое время, воспринимает коллег через призму своих представлений и прошлого опыта, видит ситуацию однобоко или вообще смутно, так как не прояснил нужные детали. Но это проблемы, которые можно исправить, а значит сделать свою жизнь намного спокойнее. Как исправить? Через осознанность: кто мы, чего хотим, какого результата мы ждем от того или иного своего действия — звонка, письма, встречи; через понимание кто перед нами и как с ним нужно взаимодействовать; через чувство времени — сколько его нужно, чтобы решить ту или иную задачу, а также через вариативность нашего сознания: не боимся предлагать новое, а меняемся как сама жизнь.
Subscribe
promo lirina may 12, 2012 15:02 149
Buy for 20 tokens
Не каждый мужчина понимает, что, предлагая сожительство, ставит свою женщину в двусмысленное положение, когда ей приходится оправдываться перед родителями, замужними подругами, любопытствующими родственниками и доброхотными соседями, терпеть шепот за спиной и унизительные разговоры в обществе.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments